В апреле исполнилось 50 лет со дня начала производства советских автомобилей LADA, впервые выпущенных под маркой Lada. На днях российская компания официально подтвердила, что прекратит продажу своих моделей в ЕС, в том числе в Болгарии, из-за строгих экологических требований Европейской комиссии. АвтоВАЗ считает, что будет экономически неоправданно переделывать двигатели автомобилей в соответствии со своими экологическими требованиями. На Старом континенте новые модели Lada прорваться не смогли. Только внедорожная LADA Niva 4×4 по-прежнему пользуется спросом в Европе. С начала года в Болгарии зарегистрировано всего 14 парней.
До начала 1980-х годов марка Lada использовалась только для автомобилей, предназначенных для экспорта, тогда как на внутреннем рынке она продавалась как Lada, а затем как Sputnik, который поставлялся на экспорт как «Lada Samara». Вскоре так его стали называть в СССР.
19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти сошел первый ВАЗ-2101 «Жигули».
Эта модель стала самой популярной в истории российского автомобилестроения. С 1970 по 1988 год было выпущено около 4,8 миллиона единиц легендарного автомобиля и его модификаций.
Первая модель под номером 2101 была разработана на базе FIAT 124. АвтоВАЗ отмечает, что в 1967 году этот автомобиль получил титул «Автомобиль года в Европе». В его конструкцию в СССР было внесено более 800 изменений, а в 1971 году ВАЗ-2101 начал продаваться за границу, в том числе в Болгарии.
Автомобильный бум в Европе в начале 1960-х годов заставил советское правительство задуматься о массовом производстве автомобилей. Инициаторами строительства нового автомобильного завода в СССР были тогдашний глава государства Леонид Брежнев и председатель Совета Министров Алексей Косыгин. Тогда в Советском Союзе не хватало массового легкового автомобиля. В середине 1960-х годов советский автопром производил около 150 тысяч автомобилей в год. Из них не более 80 000 москвичей от модели 408.
Представительская «Волга», выпускаемая в Горьком вместе с грузовиками, заполняет в основном государственные гаражи, и маленький «Запорожец», который в конце 50-х годов прошлого века начали собирать на заводе сельскохозяйственных машин «Комунар». не вызывает особого интереса из-за своего низкого качества.
Итальянцы из FIAT предложили СССР полный проект — строительство нового автомобильного завода, включающего производство большинства комплектующих, а также модели Fiat 124, которую в итоге предпочли таким автомобилям, как Renault 16, Peugeot 204 и даже Volkswagen.
Решение о совместном проекте с итальянцами было подписано в 1966 году.
Fiat 124 — классический автомобиль с продольно расположенным передним двигателем и задним приводом с неразрезной осью, а к концу 60-х эта концепция устарела. В Европе набирает обороты эпоха переднеприводных автомобилей. Однако модель 124 нуждается в серьезных доработках, чтобы быть пригодной для эксплуатации в СССР и странах социалистического лагеря. В ходе испытаний в первоначальный дизайн Fiat 124 было внесено около 800 изменений. Речь идет, например, не только о дверных ручках.
Советские специалисты заменили главный двигатель на более прогрессивный верхний двигатель с увеличенным расстоянием между центрами цилиндров. Впоследствии увеличили его рабочий объем — значительно превысив его базовые 1,2 литра и 64 л.с., достигнув у Lada 4×4 мощности 83 лошадиных сил.
Кинематика передней подвески, конструкция задней оси также были существенно переработаны, а кузов был значительно улучшен. Дорожный просвет увеличен до 175 мм, или столько же, сколько у современных кроссоверов. Задние дисковые тормоза заменены на барабанные, иначе диски слишком быстро изнашиваются при движении по грязной дороге.
Параллельно строились заводы-субподрядчики по производству комплектующих для будущих «Жигулей». Сюда входят масла и смазки, резиновые изделия и шины. Однако вначале многие компоненты поступали из-за границы. Рычаги переключения передач поступают от Magneti Marelli, а радиоприемники и моторы стеклоочистителей — из Венгрии.
ВАЗ-21013 — основная модель «Жигулей». Он имеет 1,2-литровый двигатель мощностью 64 л.с. выпускалась до 1983 года. Двенадцатью месяцами ранее была остановлена модификация 21011 с 1,3-литровым двигателем мощностью 69 л.с. и немного изменен экстерьер и интерьер.