Постройка и последующее успешное функционирование Петербургского метрополитена опровергло мнение о невозможности строительства столь масштабных сооружений в болотистых местностях. Пробы грунта и исследования, которые были проведены горным институтом при проектировании метрополитена в Ленинграде, доказали возможность строительства под землей, которое проводить следовало на довольно большой глубине – от 50 до 100 метров.
Первые станции Петербургского метрополитена возводили с помощью массивных монолитных чугунно-тюбинговых и железобетонных конструкций. Немного позже полученный в ходе строительства и эксплуатации подобных подземных сооружений опыт позволил использовать немного более технологичные и легкие сборные железобетонные конструкции, при помощи которых возводились уникальные односводчатые станции на большой глубине. Первыми подобными станциями стали «Политехническая» и «Площадь Мужества», которые были открыты в 1975 году. Схема метро санкт-петербурга сегодня насчитывает 63 станции, большая часть из которых залегает на глубине до 75 метров.
В Петербургском метрополитене нет открытых перегонов и станций, что связано с особенностями климата – относительной влажностью, которая порой доходит до 100% и постоянными дождями. Эксплуатация ранее существовавшей открытой станции была крайне сложна, поскольку повышенная влажность негативно отражалась на контактных рельсах, а вагоны с открытыми воздуховодами на крыше становились некомфортными во время дождя. Именно поэтому все ныне существующие станции находятся под землей либо закрыты крышами.
Отличительной особенностью Петербургского метрополитена считаются станции типа «горизонтальный лифт». Такой подход к сооружению станций был применен впервые при строительстве станции «Парк Победы». Такая конструкция зала метрополитена существенно безопаснее, поскольку нет вероятности того, что человек может попасть на рельсы, однако в то же время подобная конструкция в некоторой степени снижает скорость потока пассажиров.